Благодарим vega с Форума "Алла"

Гудок  17 апреля 2009

                           ЗАПЕВАЛЛА
                Не уходи, ещё не спето столько песен

В славные дни юбилеев у виновников торжеств, если они популярные и всенародно любимые, принято брать интервью. Но о чём говорить с Аллой Пугачёвой? Что нового можно услышать от певицы, которая за безумно долгие годы на эстраде спела о себе всё. И про шута у трона королей, и про миллион алых роз, которыми осыпали её поклонники, и про то, что под вечер она устаёт, но, к счастью, ещё идут старинные часы. Всё известно. Поэтому в дни юбилея великой и несравненной, пожалуй, лучше послушать тех, кто может причислить себя к числу её друзей.

Лев Лещенко: Всегда было принято думать, что подражать кому-либо плохо. Каждый исполнитель, вообще-то, должен стремиться стать ни на кого не похожим, выразить себя, найти свою манеру, свой голос. И часто на это уходят годы, а то и десятилетия. Далеко не каждому это удаётся. Я много лет преподавал в Гнесинском институте и уже по одному этому хорошо знаю, что такое Алла Пугачёва для нашей эстрады. Для искусства песни. На вступительные экзамены приходили сотни девушек, которые стремились во всём походить на Пугачёву. Причём, и это очень показательно, так было и в те времена, когда её слава и популярность не знали себе равных, и во времена более поздние. Когда она уже стала абсолютно признанным мэтром эстрады и, соответственно, ушла некоторая острота её восприятия публикой. А певиц, стремящихся быть на неё похожими, меньше не становилось. Были яркие артистки, были очень популярные, широко известные. Но никто даже близко не приблизился к Алле по влиянию на современников.
С подражательницами Пугачёвой было бессмысленно бороться. Умом они понимали, что путь это бесперспективный, тупиковый, стать второй Аллой невозможно, но поделать с собой ничего не могли. Пугачёвские интонации так врезались в подсознание, что истребить их было невозможно. Для самой Аллы Борисовны это, наверное, тоже в какой-то степени стало проблемой. Она непрерывно, каждую минуту живёт под яркими софитами. То, что другим легко прощается, ей ставят в вину. Она не может себе позволить быть не в форме, где-то дать себе передышку. Это всё, по-моему, создаёт страшное напряжение. Так что жизнь её нелегка. И можно только ещё раз восхититься, с каким достоинством она несёт это бремя, как много и плодотворно работает, как не снижает темпа.
Она опробовала, кажется, все профессии, связанные с эстрадой. Писала музыку, тексты песен, была режиссёром, продюсером – кем угодно. Конечно, нельзя сказать, что всякий раз ей сопутствовал безусловный успех. Так, к сожалению, не бывает. Но всё, что она делает, оставляет в памяти какой-то след, чем-то всегда важно и нужно. Сейчас она, на мой взгляд, исключительно удачно работает в радиоформате. Но я уверен, что впереди ещё множество других форматов и новых идей. Как артистка Пугачёва продолжает развиваться и совершенствоваться.

Андрей Макаревич: Пугачёва – человек, присутствие которого всегда ощущаешь. Она вошла в плоть отечественной культуры. И абсолютно несущественно, нравится вам её песня или не нравится. Важно, что она и есть эта самая песня. А ещё важно знать, что завтра будет другая, а послезавтра – третья, и так до бесконечности. Такие люди совершенно необходимы в жизни. Они обеспечивают преемственность вкусов, критериев, оценок. Без всего этого на самом деле существовать почти невозможно.
Конечно, не может быть никакого единомыслия относительно искусства. На этот предмет каждый смотрит по-своему. Но всё же хочется искать точки соприкосновения, это нечто вроде болезни. Казалось бы, никому это не нужно, бессмысленно, но хочется. Все должны любить разное, но почему-то при этом должны и на чём-то сходиться, на чём-то достигать согласия. И вот мне кажется, что Алла Пугачёва – как раз такая фигура. В отношении Аллы не бывает равнодушных. Огромное количество людей её любят. Наверное, есть люди, которые её не любят, но всё равно что-то про неё думают. Нет в стране ни одного человека, который хотя бы раз не задумался о ней. Неважно: о её творчестве, о её личной жизни, о её манере одеваться. Это такое повальное явление.
Кстати, на Западе такие личности становятся предметом осмысления философов, мыслителей, интеллектуалов. У нас, по определённым причинам, пока не так. Но, думаю, и у нас это приживётся рано или поздно. И Пугачёва будет первым поп-идолом, о котором напишут великие русские философы, если таковые появятся. Что же касается зрителей и слушателей, то для них Пугачёва – вечно актуальное явление. У неё нет возраста – она всегда была и всегда будет. Она никогда не перестанет быть интересной. Если серьёзно, то она, конечно, живая легенда, и те, кто её так называет, правы. Я сам до сих пор помню первые её песни, услышанные в молодости, – «Арлекино» и другие... Что хотелось бы пожелать Алле Борисовне в дни юбилея? Я думаю, что она находится сейчас на том этапе жизни, когда сама может пожелать себе всё, что захочет. С чем мы её и поздравим!

Галина Волчек: О Пугачёвой надо говорить серьёзно. Потому что страшно надоели все эти сплетни, которые распространяет жёлтая пресса о её личной жизни. И дело не только в том, что это бестактно, отвратительно, грязно. Это само собой разумеется. Но меня больше раздражает другое. Сплетни отвлекают от главного в ней. От её артистического мира: огромного, значительного, такого, который увлекательно исследовать, познавать. Она необыкновенно разнообразна. Тот образ, который она создаёт на сцене, удивительно многогранен. Диапазон её актёрских возможностей непредставим: от клоунады до трагедии. Совершенно не важно, что она артистка эстрады. Для личностей такого масштаба жанровых границ не существует. Она в любом жанре нашла бы что сказать. Наверное, могла бы быть и театральной артисткой. Но ей нужно много свободы. Если её что-то сковывает, она, наверное, не может существовать. Вместе с тем она, как артистка, придерживается очень жёсткой дисциплины. Каждый её жест продуман, каждая интонация отрепетирована – любой театральный человек это видит сразу. Но этого никогда не видит зритель, у которого должно быть стойкое ощущение, что всё рождается на его глазах.
Импровизация актёра, если это настоящий актёр, всегда очень жёстко регламентирована, потому что подчинена общему замыслу, какой-то концепции, проще говоря, главной цели. Актёр всегда должен знать, что хочет сказать и чем ради этого может пожертвовать. Вот Алла Пугачёва в этом смысле близка к идеалу. У неё всегда есть замысел, может быть, иногда сложный, иногда попроще, но всегда понятный публике. У неё не бывает, по-моему, пустых выступлений. Она не выходит на сцену только ради того, чтобы выйти. Она всегда хочет что-то сказать, хочет быть понятой, хочет, чтобы ей сопереживали. И арсенал выразительных средств у неё огромный. Как у самых больших драматических актрис. Знаю я её давно. Но рассказывать на людях о дружеских отношениях не люблю и не хочу. Могу только сказать, что я её безмерно уважаю, считаю очень большой артисткой и очень люблю. Люблю с ней молчать, люблю разговаривать... Мы видимся, к сожалению, нечасто, несколько раз в год. Но в эти моменты нам есть о чём и помолчать, и поговорить.

Валерий Леонтьев: С Аллой необыкновенно интересно обсуждать разные новости – от политических до самых что ни на есть приватных. У неё всегда замечательные реакции. Самые неожиданные и абсолютно непосредственные. Иногда она поражает своей осведомлённостью в каком-нибудь мелком и специальном вопросе, иногда, напротив, своим неведением в том, что касается вещей общеизвестных. Почему это она знает, а этого не знает – объяснить невозможно. Она, конечно, человек страстный, увлекающийся. Но в то же время и сдержанный, рациональный. В ней это прекрасно уживается. Она вообще состоит из таких контрастных свойств и качеств. Очень радостно, что она остаётся на сцене. Да, да, я верю – остаётся. Сейчас говорят, что после юбилея Алла больше не будет давать концертов. Не знаю, не знаю. Пусть говорят, как оно сложится – посмотрим.… Но даже если концертов не будет, остаться без дела она не сможет. Просто потому, что её огромный талант ещё далеко не реализовался. И этот талант сам потребует от всеми любимой, несравненной Аллы Борисовны, чтобы она продолжала работать.

Подготовил Пётр Чистов