Благодарим vega с Форума "Алла"

Из книги Гжегоша Пиотровского «Alla Pugaczowa Fenomen piosenkarstwa rosyjskiego

                                                     Резюме
     Алла Борисовна Пугачева (1949 г. рожд.), самая выдающаяся представительница русского песенного искусства в послевоенный период.  За многие годы своей артистической карьеры (дебют в 1965 г.) она превзошла несколько генераций эстрадных певцов числом проданных дисков (около 200 миллионов), что ставит ее в ряду лидеров мирового шоу-бизнеса. Прежде всего, однако, она изменила стиль советской эстрады, становясь живым символом русской музыки и человеческих мечтаний о свободе и счастье в порабощенном обществе. <…>
     Большой вклад в развитие популярной музыки свидетельствует, что феномен Пугачевой достоин научного исследования, тем более, что в музыковедческих работах его до настоящего времени обходили молчанием. Поэтому книга представляет собой попытку заполнить – в некотором плане – исследовательский пробел. В центре интересов автора находятся вопросы, связанные с репертуаром артистки и ее исполнительским стилем, воспринимаемыми в качестве сложных, динамических и переменных во времени категорий. Однако, эти вопросы нельзя было рассматривать иначе как в сопутствующем им на правах органического единства контексте, охватывающем положение популярной музыки в СССР, позицию артиста в тоталитарном государстве, проблемы восприятия и родства с мировой культурой. Это позволило определить идиому «театра песни Пугачевой», произвести деление творчества артистки на периоды и, наконец, определить ее значение в процессе модернизации русской популярной музыки.

                                                              х  х  х

      Оригинальный стиль интерпретации Пугачевой опирается на разные традиции: на французско-американский жанр актерской и кабаретной песни (Э.Пиаф, Ш.Азнавур, Л.Минелли), на русские образцы литературной песни (А.Вертинский, К.Шульженко), а также на достижения авангарда популярной рок-музыки. Одновременно этот стиль развивался в очевидной оппозиции к стилю советской эстрады 50-х и 60-х годов, становясь в свою очередь эталоном для многочисленных последователей. У певицы широкий диапазон (от контральто до сопрано) и большая сила, а также характерный тембр голоса. Ее вокальная техника, сформированная на основании принципов классической постановки, объединяет различные способы оперирования голосом, охватывающие как, например, выразительное, напыщенное парландо, опирающееся на актерскую дикцию, так и постановку крика, происходящую от рок-музыки. Вокалистка проявляет особую чувствительность к тембру как к важному средству музыкальной экспрессии, сопоставляет крайние регистры и разные способы артикуляции звука. Она сформулировала (что подтверждают личные ее высказывания теоретического характера) паратеатральную концепцию песенного искусства, опирающуюся на смелый репертуар, представляющий большую литературную и музыкальную ценность. Для интерпретаций Пугачевой характерны огромная экспрессивность и стремление к театрализации песни, проявляющиеся в исползовании актерских и мимически-танцевальных средств выражения, а также в особом внимании, уделенном вопросам сценического имиджа и сценографии. Работая над своими сольными концертами, артистка сформировала специфическую разновидность концептуального спектакля, в котором используются многие материалы и который объединен вокруг одной главной идеи. К числу сотрудников Пугачевой принадлежат известнейшие русские композиторы (Р.Паулс, И.Николаев, М.Минков) и авторы текстов (И.Резник, Л.Дербенев), Певица нередко обращается к поэтическим текстам ( У.Шекспир, О.Мандельштам, М.Цветаева, Б.Ахмадулина), а также является признанным композитором песен и музыки к кинофильмам. В музыкальном отношении ее репертуар характеризуется стилистическим разнообразием, вдохновляемым симфонической, народной, поп- и электронной музыкой. В литературном отношении в ее репертуаре звучат великие темы любви, свободы личности, а также, что особенно характерно, раздумья о профессии и жизни эстрадного артиста. В авторских композциях Алла Борисовна пользуется богатым гармоническим языком в рамках тональности мажор - минор и так называемой расширенной тональности. Лабильная тональность, многочисленные вставки, сопоставление тональностей, сдвиги аккордов, хроматизмы и вокальная мелодия со сложными интервалами – это основные ее средства интерпретации словесного текста.
Пер. Н.Горской и А.Сташкевича